В ведомстве считают, что привлечение внебюджетных средств при использовании бизнесом электронных госуслуг поможет сократить расходы бюджета на поддержку и развития системы. Сейчас на эксплуатацию инфраструктуры «электронного правительства», по данным ведомства, из бюджета выделяется около 2 миллиардов рублей ежегодно.
Размер и порядок оплаты за доступ к электронным госуслугам для бизнеса будет устанавливать минкомсвязь. Пока расценки уточняются. Если проект минкомсвязи будет уствержден, он вступит в силу уже в ноябре 2016 года.
«В этом случае устанавливается плата за доступ к базам данных, — пояснил эксперт независимого центра «Общественная дума» Павел Ивченков. — Это распространенная практика за границей. При этом двойной уплаты госпошлин не произойдет, поскольку плата устанавливается за разные процессы».
Проект «электронное правительство» реализуется в России с 2002 года. Его цель — перевести госорганы на электронное взаимодействие с гражданами и между собой. На порталах госуслуг и в единой системе идентификации и аутентификации на конец прошлого года было зарегистрировано уже около 20 миллионов человек. К ней подключены практически все федеральные органы власти, предоставляющие услуги, и региональные порталы услуг. Так что база, за использование которой с бизнесменов предлагается брать деньги, довольно внушительна.
Эксперты считают, что инициатива в большей степени повлияет на средний и крупный бизнес, поскольку малому бизнесу очень редко смогут потребоваться услуги электронного правительства. «В таких услугах сегодня больше всего заинтересованы банки, кредитные бюро, страховые компании, а также российский оператор энергосетей», — рассказала вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева.
В результате для крупных и средних компаний увеличатся расходы, поскольку нужно будет платить за доступ к электронному правительству при его использовании. Это может повысить цены на товары и услуги некоторых компаний. Однако вряд ли повышение будет существенным, считают эксперты.
Важно, что кроме затрат, предприниматели получат и законное право жаловаться Минкомсвязи в случае неудовлетворительной работы системы.
Предпринимательское сообщество сегодня в первую очередь заинтересовано в том, чтобы все сервисы межведомственного электронного документооборота и предоставления госуслуг продолжили эффективно работать. «Если бизнес сможет получать все необходимые выписки и справки быстро и без хождения по ведомствам, ввести разумные плату за использование сервиса рационально», — добавил вице-президент «Деловой России» Николай Остарков.
Кстати, порядок получения электронных государственных и муниципальных услуг теперь еще больше упростится, их можно будет получить через третьи руки. Правительство расширило порядок использования простой электронной подписи.
Напомним, что такая подпись позволяет подтвердить авторство заявителя, который обращается для получения той или иной услуги на Единый портал госуслуг. Теперь любой родственник или близкий знакомый по желанию гражданина сможет иметь соответствующий ключ, то есть пароль и логин, для входя на портал.
Постановление правительства также предусматривает, что теперь гражданин может заполнить и подписать в личном кабинете на портале заявление на получение той или иной услуги по запросу третьих лиц, а также направить в адрес третьего лица результат оказания услуги в электронном виде. При этом ключи простой электронной подписи, выданные до вступления в силу этого постановления, тоже будут работать.
Очевидно, что инновация поможет облегчить жизнь гражданам, которые до сих пор испытывают проблемы с доступом ко всему спектру электронных услуг. «Эта инициатива еще один шаг к тому, чтобы упростить идентификацию посредников в сфере оказания услуг, по которым сейчас требуется нотариальное заверение», — считает Николай Остарков.
Использование электронной подписи сейчас развивается очень активно, наиболее часто ее используют в налоговой и банковской сферах, электронной торговле и платежных системах.
Опубликовано в Российской газете