Права контролеров в проверке предпринимателей ограничили

Расширен перечень ограничений при проведении проверок. Контролеры больше не вправе требовать у предпринимателей сведения и документы, которые уже запрашивались.

«Теперь проверяющие не будут беспокоить предпринимателей запросами информации, которую они сами могут получить или уже получили. Кроме того, они обязаны ознакомить предпринимателя со сведениями, имеющимися в их распоряжении«, — пояснила «РГ» Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России».

Также контролеры не вправе запрашивать информацию, которая уже получена в рамках межведомственного взаимодействия из других органов или организаций, и находящуюся в госреестрах, рассказал Роман Терехин, управляющий партнер бюро «Деловой фарватер».

Нововведения стали продолжением мер, предпринимаемых законодателями для снижения административного давления на бизнес, что, безусловно, упростит отношения предпринимателей с госорганами, полагает Татьяна Минеева.

Правда, эти правила применяются не к любым проверкам. Так, под исключение подпадают налоговые органы при проведении налоговых проверок (они регламентируются Налоговым кодексом), органы внутренних дел и следственные органы (УПК), ФАС при проверках выполнения требований антимонопольного законодательства и законодательства о торгах и др.

Кроме того, при проверках вводится риск-ориентированный подход. Введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований». «Это говорит о законодательном закреплении более четких параметров, которые не являются доказательством нарушения обязательных требований, однако свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю, — отмечает Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС. — Введение статей об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований, говорит о тенденции к проведению ряда превентивных мер, не допускающих впоследствии оснований для проведения проверок».

Также ужесточен порядок проведения «контрольной закупки». «Она должна проходить в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи, что говорит о потенциальном снижении коррупционных рисков», — напоминает эксперт.

Все это повышает прозрачность проверок, снижает коррупционные риски и создает более комфортные условия для работы предпринимателей, уверен Николай Калмыков.

На уменьшение издержек бизнеса направлены и вступившие в силу поправки в законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», считает Анна Котова-Смоленская, партнер юридической фирмы «ЮСТ»: «Они устраняют имевшиеся ранее неопределенности в применении корпоративных правил, вызывавших спорные ситуации. В частности, сужается круг сделок, требующих одобрения, устанавливаются более гибкие правила в отношении параметров согласуемых сделок, ограничено необоснованное обжалование сделок».

Опубликовано в Российской Газете 

Поделитесь этой записью!

Размещено в Новости, СМИ и отмечено , .