Агентство стратегических инициатив составило Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов-2016. Где легче работать малому и среднему бизнесу и почему? Возможно ли бизнес-процветание без откатов и дружеских связей с чиновниками? Об этом в прямом эфире Pravda.Ru рассказала вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева.
— Какие критерии брались за основу оценки?
— Национальный рейтинг Агентства стратегических инициатив целый год с нетерпением ждут регионы, предприниматели и я лично. Публично объявлена только первая двадцатка. Как сказал помощник президента Андрей Белоусов, другие регионы получили карточки для работы над ошибками. А первая двадцатка — это те герои, у которых можно учиться, брать с них пример и внедрять у себя их лучшие практики.
Впервые рейтинг был составлен в 2014 году среди 21 пилотного субъекта Российской Федерации. Этот рейтинг нужен, в первую очередь, чтобы оценить команду губернаторов, тех, кто задействован в инвестиционном процессе, непосредственно создает условия для ведения бизнеса. Второе — выявить лучшие практики.
Я рада, что этот инвестиционный рейтинг начинают внедрять в России. Потому что предприниматели, работая в «Деловой России», участвуя в общественной деятельности, наконец-то поверили, что они теперь могут не то чтобы диктовать правила, но оценивать работу чиновников, оценивать все действия в этой сфере и что-то свое предлагать. Поэтому, благодаря этому рейтингу, бизнес наконец-то услышан.
— Прямо не верится. Столько лет бизнес жаловался на то, что его не слышат…
— Они жаловались, потому что у них не было возможности что-то изменить. Теперь созданы рабочие группы по внедрению этого рейтинга в каждом регионе, — это порядка 45-50 предпринимателей, экспертов, общественных деятелей. Позиция «Деловой России» такова, что каждый предприниматель, имеющий свой действующий бизнес в регионе, должен быть активен и что-то предлагать, менять и выстраивать свой диалог с властью.
— Это анонимно или нет? Может ли предприниматель, работая в регионе, жаловаться на власть, от которой зависит?
— Конечно, будет жаловаться, но не прямо в глаза этой власти. Всего в рейтинге учитывается около 45 показателей, которые делятся на четыре группы. Это регуляторная среда, Например, возьмем регистрацию предприятия. Какое количество дней человек нужно ждать, чтобы стать индивидуальным предпринимателем либо завести ОАО? Сколько времени он тратит на всевозможные согласования, какие административные барьеры ему препятствуют в этом?
Сейчас эти проблемы начинают решаться. Создать предприятие в развитых, топовых регионах можно очень быстро. Процесс открытия — сейчас уже очень прозрачный. К регуляторной среде относится, например, получение разрешения на строительство. Это сейчас, наверное, самый сложный процесс.
Пять лет назад в Агентстве стратегических инициатив мы как раз эту работу начинали. Мы делали первую дорожную карту, это вообще одна из самых сложных процедур в нашей стране. Тогда в мировом рейтинге по бизнесу Россия была далеко в глубине списка. Сейчас у нашей страны — вполне приличное 51-е место. Это достигнуто в том числе благодаря национальному рейтингу, когда регионы начали суетиться, конкурировать и улучшать условия для предпринимательства.
— Раньше на местах без каких-то откатов и связей просто было невозможно о каком-то приличном бизнесе задуматься. И вдруг все наоборот?
— Да, этот стереотип уже уходит в прошлое. Есть еще группа показателей — институты для бизнеса. То есть должны быть созданы отдельные структуры, позволяющие развивать бизнес. Есть агентства, различные корпорации…
— И там же — инкубаторы, всякие промышленные площадки?
— Это третья группа показателей — инфраструктура и ресурсы. И четвертая — это поддержка малого предпринимательства, то есть непосредственно действующие региональные программы. Есть и муниципальные программы. Во многих регионах действует множество программ поддержки, но часто бизнес просто почему-то их не осваивает.
— Программы есть, а за поддержкой мало кто обращается?
— Да, предприниматели не активно пользуются этими средствами, потому что раньше не был налажен диалог. Но вот теперь начали делать совместные проекты…
— Часто бывают слишком сложные условия? И в чем возникают проблемы?
— Сложные условия бывают, когда чиновники вешают нормативно-правовой документ на сайте, но даже очень грамотный в этой сфере человек не может разобраться, как можно получить ту или иную помощь и поддержку.
Сейчас, кстати, в Москве внедрили помощь в составлении бизнес-плана. То есть предпринимателям уже не надо консультаций консалтинговых компаний.
Нужно как можно больше упрощать процесс оказания государственной поддержки. Хотя уже есть очень много фондов поддержки развития и на местном уровне, где предпринимателей консультируют на безвозмездной основе. А часть этих функций передана в многофункциональные центры. Львиная доля этих показателей учитывается именно по опросам предпринимателей.
— Откровенно отвечают во время таких опросов?
— Конечно, они же сами в этом заинтересованы. Кандидатуры предоставляются большой четверкой — Торгово-промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия» и РСПП, — плюс, естественно, агентство Стратегических инициатив. Из этой группы экспертов-предпринимателей случайной выборкой кому-то звонят, задают вопросы и узнают их мнение.
На Питерском форуме глава АСИ Андрей Никитин сообщил, что в целом ситуация улучшилась также в плане получения разрешения на строительство, подключения к энергетической инфраструктуре. В некоторых местах это делается всего за неделю. Это действительно большой прогресс и хороший показатель.
— В каких регионах у нас хорошо бизнесу и почему?
— Как и в прошлом году, лидирующее место занимает Республика Татарстан. Второе место — Белгородская область, третье — Калужская. Также я рада, что Тульская и Тюменская области сделали хороший скачок в первую пятерку. Москва впервые попала в двадцатку. Хорошо поднялась в списке Владимирская область. Там нет газа и нефти, но губернатор выстроила работу таким образом, что еще в прошлом году они были первые по экспорту.
У меня недавно вышла книга «Как дружить с государством». В ней рассказывается о предпринимателях, которые смогли договориться (в правильном понимании этого слова) по прозрачным схемам с местными чиновниками, с губернатором. Лучшие кейсы я описала в книге для того, чтобы другие предприниматели видели, как можно работать.
В книге есть и чиновники, которых я привожу в пример. Например, мэр Якутска Айсен Николаев прозрачно выстроил свою работу для населения. Там есть портал www.oneclickyakutsk.ru. Люди сразу видят, как та или иная проблема решается, — или где она застряла. Но уже нигде ничего не застревает, потому что все прозрачно. Эти лучшие практики нужно внедрять и другим территориям.
Подготовил Юрий Кондратьев. Беседовала Лейла Мамедова
Опубликовано на newsinfo