Как так получилось и что надо предпринять, чтобы изменить ситуацию, «Российской газете» рассказали эксперты.
Торговая отрасль в России учится жить по новым правилам: в июле вступили в силу поправки к закону о торговле. Теперь бонус, который поставщик платит ретейлеру, не может превышать 5 процентов. В него включены плата за объем закупки (ретробонус), маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги. До принятия закона ретробонус мог достигать 10 процентов, а размер прочих выплат вообще не был урегулирован. Основная цель новелл — поддержать отечественного производителя и ограничить цены. Но на практике все, похоже, пока получается, «как всегда».
«Поправки уменьшают размер выплат, которые торговля получает от поставщиков, — поясняет Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России». — Для ретейлеров это убытки, поэтому они будут перенесены на стоимость товаров, что в результате повысит цены на них. Также вырастут расходы на заключение и исполнение контрактов с производителями и поставщиками. Это тоже будет включено в цены товаров и повысит их».
Профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Александр Костанянц не готов утверждать, что поправки спровоцируют рост цен, однако и перемен к лучшему он пока особо не ждет: «Определенный дискомфорт это принесет и поставщикам, и потребителям. Поправки обусловлены санкциями, и законодатель мастерски изворачивается для сохранения баланса. Бесспорно, эта система изменений начнет действовать в полном объеме. Но процесс адаптации к ней пройдет болезненно для всех». Вопрос в том, когда эта адаптация закончится.
Сокращение сроков отсрочки платежа для ретейлеров вызовет увеличение необходимого оборотного капитала, который они будут вынуждены финансировать либо собственными, либо заемными средствами, пояснил «РГ» Владимир Русаков, инвестиционный эксперт BGP Litigation. Снижение ретробонусов повысит рентабельность у поставщиков и производителей, но негативно скажется на торговых сетях.
«Их упущенная выгода выразится в повышении среднего уровня потребительских цен», — уверен эксперт. И основа под это уже закладывается. Кроме того, рост цен может привести к снижению числа товаров и их качества. Сетям будет невыгодно поддерживать широкий ассортимент при сниженном спросе. «А экономия на качестве позволяет сдерживать рост конечной цены», — поясняет Татьяна Минеева.
Новые договоры поставки ретейлеры должны заключать уже с учетом законодательных изменений, а старые нужно привести в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. Но сейчас торговые сети пытаются сыграть на опережение, рассказал «РГ» Александр Рагиня, коммерческий директор КСК групп: «Они вынуждают своих производителей и поставщиков менять условия сотрудничества. И помимо того, что предписано законом, навязывают и другие условия, серьезно ухудшающие положение поставщиков и производителей». По сути, сводя новации на нет.
Например, вводят в соглашения несоразмерные штрафы. Так, одна крупная торговая сеть вынуждает своих партнеров соглашаться на включение в договор условия о штрафе в размере 30 процентов от итоговой суммы накладных за несвоевременное предоставление документов на бумажных носителях или в случае, если в документах содержатся ошибки. Другой поставщик платит бонус независимо от того, возвратил ретейлер товар обратно или нет. Если продукты возвращались, бонус все равно оставался у сети, а поставщик работал себе в убыток.
Также сокращены сроки оплаты поставленной продукции. По новым правилам они составят от 8 до 40 дней в зависимости от товара (ранее 10-45 дней). Однако, как рассказывают участники торгового рынка, в договоре может быть указан срок в соответствии с новой редакцией закона, а на практике сеть будет платить как ей удобно.
«Такая реакция ретейла была прогнозируема. С точки зрения бизнеса логично, что сети придумывают все новые параметры в договорах, которые компенсируют выпадающие доходы», — указывает Павел Сигал, первый вице-президент «ОПОРы России». Павел Ивченков, эксперт правового центра «Общественная Дума», советует жаловаться на нарушения со стороны ретейлеров в Федеральную антимонопольную службу: «Больше эффекта принесет, если жалобы будут коллективными». Конечно, поставщик может также обратиться в суд, и шансы привлечь ретейлера к материальной ответственности велики. Но портить отношения с крупными сетями мало кто хочет: это может обойтись намного дороже.
Как эта «торговая война» отразится на нас с вами, станет ясно уже скоро. Но как показывает практика, проигравшими в такой войне, как правило, оказываются конечные потребители. Ведь поставщики и сети не могут существовать друг без друга, так что в конце концов они договорятся. А пока это произойдет, нас может ждать и сузившийся ассортимент товаров, и падение их качества, и скакнувшие вверх цены, что особенно неприятно в ситуации, когда доходы населения совсем не скачут, а скорее, вяло ползут по наклонной.
Можно ли изменить ситуацию? Можно, если запретить торговле водить дополнительные штрафы и ограничить возможность повышать старые, рассуждают эксперты по защите прав потребителей. Но для этого надо снова править закон.
И конечно, большая надежда на ФАС. В 2017 году она планирует начать внеплановые проверки исполнения ретейлерами поправок в закон о торговле, которые касаются снижения ретробонусов и сокращения сроков оплаты поставленных товаров. Проверки могут проводиться и до нового года, если от производителей будут поступать жалобы, сообщил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Опубликовано в Российской газете