Приключения «электронного школьника»

Недавно общественность широко обсуждала высказывания вице-премьера Ольги Голодец, курирующей социальный блок, относительно формы кабинетов в российских школах. В массы ушло только то, что классы должны быть не прямоугольные, а квадратные.

На самом деле ее мысль была гораздо глубже. Все эти геометрические пертурбации, по ее мнению, необходимы исключительно «для того, чтобы формировать проектный подход, для того, чтобы формировать групповую работу, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели».

Это практически полный парафраз слов президента из его обращения к Федеральному собранию: «В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи…»

Поспорить с этим сложно. Особенно если учесть тот факт, что значение школьного образования вообще невозможно переоценить. Вот почему наряду с соблюдением лучших образовательных традиций необходимо постоянно внедрять новые технологии в учебный процесс.

Москва в силу своего особого положения всегда на шаг впереди на ниве образования. Именно поэтому в прошлом году был запущен проект «Московская электронная школа» (МЭШ).

И если в 90-е годы все активно обсуждали компьютеризацию, то МЭШ — это такая «интерактивизация» образования. Цель проекта — создать единую электронную интерактивную систему знаний в московских школах. Учебники больше не нужны — вся информация в планшетах учеников. Хотя бумагу никто не запрещает, соответственно любители традиционных форм могут по-прежнему ими пользоваться. Интерактивная доска, электронный журнал, электронный дневник, а также электронные сценарии (абсолютное новшество) ведения уроков для учителей. Все это доступно в любой точке земного шара, 24 часа в сутки.

Согласитесь, что подобный подход к образованию гораздо больше соответствует и индивидуально-командной модели обучения, и всестороннему формированию личности. Школьник больше не объект, а субъект обучения. Такой же автор, как и учитель. Необязательно даже находиться в классе, чтобы «присутствовать» на уроке.

Таким образом, главная метацель проекта — научить ребенка пользоваться информацией. То, чему раньше обучали в высшей школе, теперь пришло в общеобразовательную. Это особенно актуально для нашей огромной страны с ее национально-географическим разнообразием. Единые и самые высокие стандарты образования придут даже в самые отдаленные уголки. Уроки химии в Калининграде и Анадыре будут идти по единым сценариям, которые учитель может выбрать сам. Это как раз тот самый случай, когда унификация — благо, не всех «под одну гребенку». Как внедрение системы качества на производстве. Учим всех одинаково хорошо, но и с использованием сотен отличных разных сценариев.

Конечно, только высокие технологии не смогут сделать из школьника всесторонне развитого, готового к жизни в современном мире человека. Особенно в нашем мире, где все меняется со скоростью света. А знанием «компьютера и английского» вообще никого не удивишь.

Если «Электронная школа» — это непосредственно про учебный процесс, то «Университетские субботы» — уже в чистом виде интерактивизация свободного времени школьника.

Ведущие столичные вузы по субботам предоставляют свои площадки юным москвичам для написания их лучших школьных проектов. История, космос, природа, спорт, военные игры, арт-проекты — примерный перечень того, чем могут заняться дети под присмотром педагогов из высшей школы.

Если раньше для ребенка было важно только «посмотреть и потрогать», то теперь необходимым фактором детского интереса является полная вовлеченность в работу. Информации слишком много в свободном доступе.

А здесь школьник сам часть процесса, сам управляет им. Вот почему проект оказался настолько популярен и востребован. А его региональные перспективы имеют еще большую социальную значимость. Не секрет, что уровень развития регионов весьма отличается от центрального. И вопрос занятости школьников особенно остро стоит в самых депрессивных из них. Поэтому чем быстрее позитивный опыт занятости детей вне школы будет распространен повсеместно, тем проще будет дальнейший процесс их социализации в условиях глобального мира. Развитие регионов на базе единых стандартов образования — очень важно и для экономического роста в том числе.

Одним из главных шагов государства на ближайший период будет имплементация образовательных проектов, которые прошли успешную обкатку в столице. Сложность этой задачи в том, что в отдаленных регионах нашей Родины нет даже элементарного доступа в интернет. А Всемирная паутина — основа современной цифровой цивилизации. И все образовательные программы так или иначе завязаны на этом.

Также сложно себе представить реализацию программы профориентации в российских регионах. Поскольку «колледжи» в большинстве регионов так и остались «профтехучилищами». Не по названию, конечно, а по той материально-технической базе, которая осталась еще с советских времен.

Добавьте сюда еще проблему низкой оплаты труда учителей, а также сложности с логистикой. В итоге получается, что вопрос образования — безусловно, ключевой в современном сверхконкурентном и высокотехнологичном мире — зависит от подключения многих государственных резервов. В том числе и на законодательном уровне. Важная роль в развитии системы образования отводится и общественному контролю. Сигналы с мест должны рассматриваться незамедлительно. Это еще одна особенность удаленных регионов. Люди безо всяких проверок из Москвы сами укажут на проблемные места.

Тем не менее шаги, которые уже предприняты, внушают определенный оптимизм. Курс на развитие выбран верный. Потому что образование — главный национальный проект. А образованные граждане — важнейший драйвер экономического роста.

Отдельно стоит сказать о профориентации старшеклассников как неотъемлемой части современного образовательного процесса. В нашей стране этому никогда не уделяли должного внимания. В то время как на Западе тесты на профориентацию давно стали практически частью обязательной школьной программы. Тем не менее процесс подготовки «синих воротничков» так же ответственен и сложен, как и «белых». А востребованность квалифицированных кадров «рабочих профессий» будет только расти.

Положительные изменения в современном российском образовании можно в том числе описать и цитатой вице-премьера из того же нашумевшего выступления: «Учитель становится не ментором в данном случае, а он помогает ребенку развивать его талант. И это абсолютно новое направление в самой системе образования».

И, пожалуй, самое важное: «Но готовы ли мы к такой постановке вопроса и как перейти из одной точки в другую — наверное, это самый сложный сегодня вопрос». Это действительно главный вопрос. Ко всем нам, прежде всего как к родителям.

Поделитесь этой записью!

Размещено в СМИ.