Меня часто спрашивают о том, как малый и средний бизнес может построить отношения с государством. В «Деловой России» я часто сталкиваюсь с разными представителями бизнеса — во многом проблемы типичны. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.
Многие бизнесмены обходят власть стороной. Они предпочитают, чтобы чиновники просто не мешали им вести бизнес, и помощи при этом никакой не просят. Возможно, они боятся или «наслышаны» о разного рода ситуациях, возникающих у их коллег-бизнесменов. Другая же часть предпринимателей с удовольствием взаимодействует с властью. Даже усердно «лезет» в эту самую власть, имея уже сложившийся и развивающийся бизнес. 28 % бизнесменов видят возможности для роста в укреплении взаимоотношений с госорганами. Немало начинающих предпринимателей сломали копья о стены госструктур и прекратили «дружить с государством». Но есть и примеры тех, кто умело взаимодействует с государством и развивает бизнес.
Бизнес, если он не «теневой», не может без государства. В этой связи само противостояние «бизнес — государство» выглядит очень странно.
Предприниматель должен уметь договариваться, переговоры с чиновниками надо строить по принципу win-win. Стоит помнить : с чиновниками, как и с другими людьми можно договориться за столом переговоров, если четко обозначить проблему и предложить эффективные пути решения. На прием к чиновнику не стоит направлять бухгалтера или финансового директора, лучше это сделать владельцу бизнеса. Предприниматель может предложить власти сотрудничество, совместное решение проблемы, которое позволит заработать бизнесмену, а государству решить свои проблемы, например, создать новые рабочие места.
Государство готово сотрудничать с бизнесом. Так, на конец мая 2016 года было зарегистрировано 1160 заключенных соглашений между государством и бизнесом на реализацию важных социальных проектов. Альтернативным вариантом ведения бизнеса с государством является исполнение государственных заказов. К концу 2016 года государство планирует выйти на показатель в 1 трлн. руб. госзаказа, исполнением которого займется малый бизнес. К концу 2018 года эта цифра должна достигнуть 7 трлн. руб. Власти разрабатывают программу партнерства между госкомпаниями и малым бизнесом по упрощенной процедуре квалификации. Отдельная тема — участие бизнеса в аукционах —информация о них открыта и доступна.
Стоит отметить, что малому и среднему бизнесу не всегда удается успешно участвовать в государственных тендерах – чаще выигрывают крупные компании со связями, опытом, ресурсами и более низкими ценами выполнения контрактов. Согласно подсчетам Агентства стратегических инициатив, по итогам прошлого года доля прямых закупок у МСП составила 7,4% при плановом показателе в 10%. Решением в этом вопросе может стать объединение с другими компаниями, организация отраслевых объединений. Такие примеры в России существуют: Иван Шабалов создал Ассоциацию производителей труб, которая получает госзаказы и почти вытеснила с рынка импортные трубы большого диаметра.
Еще один важный фактор для развития отношений между бизнесом и государством — развитие информационных ресурсов, где размещена подробная информация для каждой из сторон отношений: варианты поддержки для малого и среднего бизнеса со стороны государства, дорожные карты для бизнеса по взаимодействию с властью, истории успеха других предпринимателей и т.п.
Предпринимателю необходимо изучить нормативно-правовые документы (постановления, указы), которые регулируют отношения между бизнесом и властью. Эти сведения размещены на официальных информационных порталах, с ними нужно ознакомиться и взять на заметку каждому предпринимателю. Например, у МСБ есть возможность получить от 40 до 60% суммы, необходимой для открытия производства, в виде государственной поддержки. Субсидия выдается на основании бизнес-плана малого предприятия, при условии совпадения специализации бизнеса с приоритетными направлениями развития экономики в регионе. Это может быть инновационный бизнес, сельское хозяйство, производство продукции в реальном секторе экономики. Для повышения шансов на получения субсидий стоит включить в бизнес-план предоставление вакантных рабочих мест лицам, зарегистрированным на бирже труда, решив таким образом задачу стоящую перед государством. Win-Win.
В России работает сеть технопарков и инкубаторов, которые финансируют государственные органы власти. Здесь предприниматели получают юридические консультации, помощь в подготовке бизнес-плана и решают другие вопросы, связанные с их бизнесом. Это хороший инструмент, им нужно научиться пользоваться. Предпринимателю необходимо изучить нормативно-правовые документы (постановления, указы), которые регулируют отношения между бизнесом и властью. Эти сведения размещены на официальных информационных порталах, с ними нужно ознакомиться и взять на заметку каждому предпринимателю.
Таким образом, чтобы «подружиться» с государством, предпринимателю необходимо знать «матчасть», разработать четкий бизнес-план, который коррелируется с задачами властей, проявлять инициативу и уметь договариваться. Власть должна привыкнуть к тому, что у неё есть партнёр в лице предпринимателя и не ставить барьеры, а наоборот, создавать условия и варианты для сотрудничества.