Верным женским курсом

Подписание 8 марта премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым национальной стратегии в интересах женщин – огромный шаг в истории развития женского предпринимательства.  Кроме того, важным и отчасти символичным является тот факт, что в поддержку стратегии высказалась спикер Совета Федерации – Валентина Матвиенко.

Первый этап стратегии предполагает целый комплекс мер по правовому, кадровому и информационно-аналитическому обеспечению государственной политики в интересах женщин. Он будет реализован в 2017-2018 годах. Философия второго этапа предполагает повышение статуса женщин в экономико-политической и социо-культурной сферах. Этап будет реализован в 2019-2022 годах.

Подписание документа выглядит особенно своевременным на фоне общемировых тенденций. Так, в некоторых государствах на долю компаний, возглавляемых женщинами, приходится 50–60% внутреннего валового продукта. Например, в Германии и США удельный вес таких предприятий в ВВП составляет 50–52%, в Японии — 55%, в Италии — 60%. По некоторым оценкам, сегодня женщины владеют 10% всей мировой собственности.

В нашей стране ситуация несколько иная. Несмотря на то, что доля женщин, ведущих свой бизнес, выросла с 15% в 1990 году до 34% сейчас, проблем у «слабого пола» в этой сфере больше, чем у мужчин. Как показывают исследования, основной проблемой является неуверенность в себе, а также банальная нехватка времени в силу семейного положения.

Свою роль играют и административные и финансовые барьеры. Чтобы снять их, к участию в реализации стратегии привлечена Корпорация МСП.

Уже сейчас консультативные и обучающие услуги женщинам-предпринимателям оказывают центры инноваций социальной сферы, имеющиеся в регионах. Запущен «Бизнес-навигатор МСП» — бесплатный сервис для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес. С его помощью начинающие предприниматели смогут ознакомиться с многими видами бизнеса, получить информацию о параметрах спроса и предложения и даже готовый бизнес-план с расчётами окупаемости.

Кроме этого, Корпорация МСП совместно с Минэкономразвития РФ и Банком России разработали  спецпрограмму стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях. Она называется «Программа 6,5», поскольку банки, предоставляющие в рамках неё предпринимателям льготные кредиты, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых. Программа действует с конца 2015 года, а в 2016 году таких кредитов выдано уже на 135 млрд руб. Корпорация анализирует динамику участия в этой программе собственно женского бизнеса с тем, чтобы создать инструменты его стимулирования.

Разработаны две обучающие программы: «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». Обучение в них можно пройти как самостоятельно, так и посетив тренинги, которые проводят организации по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса.  Уже сейчас создан федеральный образовательный проект «Мама-предприниматель», который нацелен на то, чтобы помочь женщинам сделать первые шаги в бизнесе.

В принципе, несмотря на все проблемы, стартовые позиции у российских женщин в бизнесе довольно-таки неплохи. Так, согласно данным Index of Women Entrepreneurs, Россия занимает 4-е место среди стран с наибольшей долей женщин среди предпринимателей (32,6%).

И если в ходе осуществления этих шагов удастся создать экосистему с четырьмя ключевыми направлениями (доступ к информации, доступ к образованию, доступ к финансам и наличие специальных финансовых программ), то цель – развитие женского предпринимательства – можно считать практически достигнутой.

Уверена, что планомерная реализация Стратегии, позволит решить целый комплекс проблем от гендерной дискриминации при выдаче кредитов женщинам-предпринимателям до острейшего вопроса самозанятых.

http://www.deloros.ru/vernym-zhenskim-kursom.html

Поделитесь этой записью!

Размещено в Программные статьи, Экспертное мнение.